Аудиогид для усадьбы Муравьёвых-Апостолов

Каждый, кто хотя бы раз посещал современный музей, наверняка пользовался аудиогидом. Это удобно. Но, согласитесь, гораздо приятнее, когда с вами разговаривает не унылый голос из наушников, а живой, воодушевлённый человек, которому не безразлично то, о чём он говорит. Недавно в Resonant Arts обратился прямой потомок рода Муравьёвых-Апостолов – Кристофер – с просьбой записать аудиогид для фамильной усадьбы.

Из истории усадьбы

Особняк на Старой Басманной улице был построен в начале 19 века и за несколько лет сменил много знатных владельцев, а в 1815 году стал собственностью сенатора Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола. Его сыновья Сергей, Ипполит и Матвей были активными участниками декабристского движения. Последствия восстания обернулись тяжёлой трагедией для всей семьи, и род Муравьёвых-Апостолов практически оборвался. Знаменитую дворянскую фамилию удалось сохранить только благодаря Александру III, который лично позволил носить фамилию представителям рода по женской линии.

А у дома на Старой Басманной снова стали меняться владельцы: там были приют для девочек, мастерские ремесленников, квартиры, которые сдавали внаём… Вернуться в фамильный особняк потомки Муравьёвых-Апостолов смогли только в начале 90-х годов 20-го века. В то время в усадьбе находился Музей декабристов, который не работал, так как здание было в аварийном состоянии. Именно тогда Кристофер решил восстановить фамильный дом. К 2000 году он преодолел множество бюрократических трудностей и добился права на реставрацию.

«Хотя в целом здание обновилось на 80%, мы не жертвовали аутентичностью: даже растворы для строительных работ изготавливались по старинным рецептам. Только таким образом можно сохранить «дух места» – рассказывал он.

1 час записи в студии бесплатно! Спеши!

В Resonant Arts тоже недавно закончился ремонт. И мы хорошо понимали Кристофера, ведь и наша студия находится в старинном особняке – Доходный дом князя Щербатова был построен в 1914 году. Точно так же мы старались сохранить «дух здания», его уникальность и энергетику. Поэтому создание данного аудиогида стало для нас неким вызовом: мы решили не просто рассказать историю дома и вещей, которые в нём находятся, но передать атмосферу усадьбы, дать почувствовать слушателю личную трагедию семьи декабристов и поймать дух той эпохи – России начала 19 века.

Работа над аудиогидом

Воплотить нашу идею в рамках стандартного аудиогида, где используется только записанный голос диктора, довольно сложно, поэтому мы решили:
во-первых, сделать саунд-дизайн с теми звуками, которые смогли бы передать атмосферу времени, о котором будет идти речь в аудиогиде;
во-вторых, использовать музыку композиторов, писавших именно в этот исторический период.

Кристофер задумку поддержал.

Особую сложность представляли сжатые сроки – за два дня нужно было сдать весь аудиоматериал (общая длительность всех аудиофрагментов составила 20 минут). Но мы справились с этой задачей, причём без единой правки со стороны заказчика.

Запись голоса Кристофера

Аудиогид состоял из 7 глав (аудиофайлов) – по одной на каждую комнату усадьбы.

Текст читал лично Кристофер на английском языке. Он – не профессиональный диктор, поэтому пришлось учесть множество нюансов интонации и дикции, чтобы записать голос максимально качественно за короткий срок. Но Кристоферу и нам было очень важно, чтобы историю дома посетителям рассказывал не обезличенный голос, а прямой потомок рода Муравьёвых-Апостолов.

Выбор музыки

В каждой комнате слушателя будут знакомить с жильцами дома, историческими событиями, в которых они участвовали, и с назначением этих комнат. А начинаться каждая глава будет с музыки, настраивающей на определенный лад.

Основное музыкальное сопровождение строится на композиторах 19 века (Глинка, Алябьев, Лизогуб). Но в некоторых местах, чтобы подчеркнуть и усилить драматические моменты, мы использовали композиторов 20 века и русскую православную музыку. Например, в Главе 6, где Сергей пишет прощальное письмо семье, мы использовали православное песнопение «Ныне отпущаеши», а на протяжении заключительной Главы 7 звучит Вальс из Джазовой сюиты No 1 Шостаковича.

Саунд-дизайн

Чтобы оживить атмосферу, мы решили пойти не совсем стандартным для аудиогида путём и в процессе обработки добавили к голосу ощущение пространства, как будто Кристофер записывался не в студии, а говорил в самих помещениях усадьбы. А фоном на протяжении всех глав пустили легкие шумы проходящих людей, которые могли бы находиться рядом на экскурсии.

Но шумов пространства недостаточно. Чтобы зритель окончательно перенёсся в другую эпоху и практически увидел события, о которых идет речь, мы оживили рассказ Кристофера характерными звуками того времени и фрагментами художественных произведений.

Например, в Главе 3 слушатели оказываются в самом эпицентре сражений 1812 года, благодаря оригинальным выдержкам военных сцен из кинофильма «Война и мир» Сергея Бондарчука. А в Главе 5 слышат цитаты из кинофильма «Декабристы» (режиссёр И. Чаплина) и становятся свидетелями тайных встреч участников будущего восстания.

В Главе 6 напряжение доводится до кульминации, и в сцене, где Сергей пишет письмо перед казнью, на заднем фоне слышны звуки пишущего пера, приближающегося тюремного конвоя и дробь малого барабана – как отсчет последних минут жизни героя.

Сведение

Завершающим этапом работы над аудиогидом стало сведение: все звуки, цитаты из кинофильмов, музыку и голос важно было привести в нужный баланс. А для того, чтобы слушателям было комфортно воспринимать материал, голос диктора мы подвергли необходимой обработке.

В заключение

В рамках огромной страны судьбы одной семьи или конкретного дома могут показаться чем-то незначительным. Но именно люди, как пазлы, формируют гигантское полотно, которое становится историей. Заглянув в жизнь конкретных людей и попытавшись понять их мысли и поступки, мы можем постичь смысл и значимость событий, которые происходили в прошлом. Наш аудиогид стал тем самым окошком, заглянув в которое, люди смогут понять значение войны 1812 года, декабристского восстания, революции и, конечно, той жертвы, которую семья Муравьёвых-Апостолов принесла своей стране. Но, главное, что посетители музея смогут не просто узнать исторические факты, а почувствовать себя частью огромного народа, огромной страны, частью истории. Ради этого мы и работали.