Выбираем микрофон. Часть 1.

Аксиома: каждая музыкальная студия должна иметь возможность записи композиций разных стилей и жанров. А для этого необходим хороший парк микрофонов. Ведь именно они являются первым звеном в цепи записи. При этом конкретная модель обладает специфическим звучанием, а значит, лучше подходит для определённого круга задач.

Условия хорошей записи

На качество звука, записанного с микрофона, в совокупности влияет множество факторов. И их желательно учитывать, чтобы получить максимально хороший результат.

Внешние факторы

  1. Положение микрофона относительно музыкального инструмента.
  2. Расстояние до инструмента.
  3. Качество музыкального инструмента.
  4. Акустика помещения.

Внутренние факторы

  1. Принцип работы микрофона (способ преобразования колебаний).
  2. Рабочие характеристики.
  3. Эксплуатационные характеристики.

Как это устроено или принцип работы

Для правильного выбора важно иметь хотя бы общее представление о конструктивных особенностях разных типов микрофонов. Сегодня в студии звукозаписи преимущественно используют три типа:

  1. динамический катушечный;
  2. динамический ленточный;
  3. конденсаторный.

Динамический катушечный микрофон

 

Принцип работы динамического катушечного микрофона довольно прост и основывается на законе электромагнитной индукции, который мы помним ещё из школьного курса физики. При движении проводника (металлической проволоки) в магнитном поле, в этом проводнике будет возникать электрический ток.

Катушечный динамический микрофон для студийной записи состоит из тонкой майларовой мембраны (диафрагмы). Она крепится к катушке с намотанным на неё проводом, которая находится в магнитном поле. Мембрана колеблется под воздействием звуковой волны, вместе с ней начинает колебаться катушка с проводом и в этом проводе возникает электрический ток.

1 час записи в студии бесплатно! Спеши!

Профессиональная мудрость.В любой уважающей себя студии звукозаписи и на концертной площадке должен быть динамический катушечный микрофон Shure SM57.

Пример записи электрогитары (с комбинированного усилителя) — SHURE SM57

00:00

00:12

Динамический ленточный микрофон

 

Динамический ленточный микрофон работает по тому же принципу, что и катушечный, только в магнитном поле колеблется не катушка с проводом, а тонкая гофрированная мембрана (лента).

Профессиональная мудрость. Одна из топовых современных моделей ленточных микрофонов – Royer r-121.

Пример записи электрогитары (с комбинированного усилителя) — Royer 121

00:00

00:12

Конденсаторный микрофон

 

Конденсаторный микрофон работает на основе свойств электрического конденсатора. В этом случае в качестве капсюля используется заряженный конденсатор, состоящий из двух пластин. Одна из них жёсткая и неподвижно закрепленная, другая — лёгкая и подвижная, которая исполняет роль мембраны микрофона. При воздействии звуковых волн на мембрану изменяются расстояние между пластинами, заряд конденсатора и, соответственно, выходной электрический сигнал.

Профессиональная мудрость. Один из самых популярных конденсаторных микрофонов – легендарный Neumann U87. Ниже можно познакомиться с процессом его изготовления.

Пример записи электрогитары (с комбинированного усилителя) — Neumann U87

00:00

00:12

 

Сравнение звучания микрофонов: Neumann U87, SHURE SM57, ROYER 121.

Смотрите на видео:

 

Разные микрофоны в деле или рабочие характеристики микрофона.

 

Исходя из конструкции и типа преобразования, каждая модель будет иметь свои особенные рабочие характеристики, которые важно учитывать при выборе микрофона для записи.

1. Направленность микрофона. Микрофоны отличаются по чувствительности к звуку, приходящему с разных сторон относительно их мембраны. По направленности модели делятся на три типа:

  • ненаправленные;
  • направленные;
  • двунаправленные.

Ненаправленные микрофоны воспринимают сигнал одинаково со всех сторон, визуально их характеристику можно представить в форме сферы.

Направленные микрофоны, в свою очередь, бывают: кардиоидными, супер-, гиперкардиоидными. Они отличаются восприятием звука с разных сторон. Например, микрофоны направленности кардиоида повторяют форму «сердца» (греч. καρδία — сердце). Таким образом, под прямым углом относительно мембраны записываемый сигнал будет тише в 2 раза или на 6 дБ. Зона наименьшей чувствительности этой модели будет сзади.

1 час записи в студии бесплатно! Спеши!

Двунаправленные микрофоны имеют характеристику направленности, напоминающую форму «восьмёрки». Такие модели хорошо воспринимают звук, приходящий спереди и сзади, но под углом 90 градусов будут наименее чувствительны. Профессиональная мудрость. Сегодня удобно использовать интерактивные программы для iPad с функцией визуализации характеристик направленности микрофонов.

Направленность микрофона особенно важно учитывать при одновременной записи нескольких инструментов, а также при записи в неподготовленном помещении. Например, если вы не хотите, чтобы много акустики комнаты попало к вам в запись, используйте направленные микрофоны.

2. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Другими словами, зависимость уровня амплитуды от частоты. На графиках АЧХ ниже можно проследить, насколько профессиональный микрофон чувствителен к разным частотам.
Если, к примеру, во время записи стоит задача получить очень мягкий «ватный» звук, то выбирайте модель, которая наименее чувствительна к высоким частотам.

3. Переходная характеристика. Насколько быстро мембрана микрофона откликается на акустическое давление? Этот параметр зависит от конструкции устройства, веса и толщины мембраны. Динамический катушечный микрофон более жесткий и «тупой» за счёт тяжёлой катушки, прикреплённой к мембране. Поэтому он не сможет передать всех тончайших нюансов в звуке. У ленточного микрофона колеблется очень лёгкая мембрана, а у конденсаторного — тонкая пластина, поэтому они фиксируют мельчайшие изменения в звуке.

4. Чувствительность – напряжение, которые может создавать микрофон при звуковом давлении на его мембрану в 1 Па на расстоянии 1 м на частоте 1 кГц. Измеряется в mV/Па. Этот параметр можно узнать, заглянув в паспорт устройства.

5. Максимально выдерживаемое звуковое давление (SPL) – обычно от 115 до 140 дБ. Эту характеристику важно учитывать, чтобы не повредить микрофон при записи громких инструментов, например, барабанов, или при записи с комбика.

Чтобы жить долго и счастливо. Эксплуатационные характеристики микрофонов.

 

Важно учитывать эксплуатационные характеристики, чтобы микрофоны служили вам верой и правдой долгие годы.

  • Динамический микрофон достаточно вынослив. Он выдерживает падения (до 6 раз), жесткий температурный режим: и жару, и холод. Поэтому такие модели распространены в концертной практике.
  • Конденсаторные и ленточные микрофоны используются в основном в студийных условиях. Они очень хрупкие. Такие модели не переживут падения, в них даже нельзя дуть.

Профессиональная мудрость.Если хотите проверить работает ли конденсаторный или ленточный микрофон, просто аккуратно поскребите пальцем по его решетке.

Три золотых правила при выборе микрофона

 

  1. «Нет правил, есть руководящие принципы». Основные принципы помогают добиться хорошей записи, но при этом не стоит бояться экспериментировать.
  2. «Общее качество записываемого звука будет не лучше, чем самое слабое звено в цепи записи». «Слабое звено» желательно устранить до того, как сигнал попадёт на жесткий диск. Вариант «исправлю потом в процессе сведения» чаще даёт результат хуже, чем профилактика ошибок в процессе записи.
  3. «Хорошее правило» гласит: хороший музыкант + хорошее расположение + хорошее исполнение + хороший микрофон + хороший инструмент + хорошая акустика = хорошее звучание.

Да, существуют основные принципы выбора микрофонов. Но только если звукорежиссёр творчески подходит к этому вопросу, можно получить максимально качественное звучание конкретного музыкального инструмента или голоса.